РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предпрофессиональной подготовке 9-11 классы

PDF Печать E-mail

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  предпрофессиональной

подготовке  9-11 классы

 

Федосеев Александр Васильевич

учитель трудового обучения.

2015 -2016 учебный год

Пояснительная записка

 

Программа по  предпрофессиональному  обучению обучающихся  9-11 класса разработана  на основе авторской программы  предпрофессионального  обучения А.В. Федосеева., учителя трудового обучения  Валуйской  общеобразовательной школы-интернат  города Валуйки.

Труд играет огромную роль в развитии ориентировки и осязания у слепых. Поэтому мы поставили своей задачей, руководствуясь теоре­тическими исследованиями и практическим опытом ра­ботников тифлопедагогики, приобщить обучающихся нашей школы  к высокомеханизированному индустриальному труду. Производственно - предпрофессиональное обучение слепых детей составляет одну из главных задач нашей школы. Оно является могучим средством развития у слепых детей сохранных анализаторов и формирования высших психических процессов. В трудовой деятельности формируется личность ребенка, прививается любовь и уважение к труду, развивается интерес, воспитывается аккуратность и организованность.

 

Цели и задачи программы

Производительный труд призван адаптировать обучающихся в трудовые коллективы предприятий  ВОС.

Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильно­сти, а так же учащихся  знакомятся   с историей и лучшими тради­циями Валуйского предприятия .

Предпрофессиональное  обучение  школ слабови­дящих имеет цели:

  • дать обучающимся первоначальную  необходимую подготовку для работы на предприятии ВОС;
  • развивать предметные и пространственные представления, техничес­кое мышление и конструкторские способности,
  • подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии по окончании сред­ней школы.
  • приобретение общетехнических и специальных навыков, необходимых рабочему низших  разрядов для практической работы по обучаемой профессии и дальнейшего повышения квалификации.

Обучение в  школе для слепых и слабовидящих имеет специфи­ческие особенности. При нарушении зрения процесс усвоения учебного материала затруднен. В связи с этим возникает необходимость постоян­ного сочетания словесного объяснения учителя с индивидуальным прак­тическим показом приемов выполнения той или иной трудовой операции. Сниженные зрительные возможности детей ведут к большим затратам времени на выполнение технологических операций.

 

Коррекционно-развивающие цели:

  • формирование знаний о свойствах предметов окружающего мира и соотнесения учебной и познавательной деятельности с обработкой различных материалов;
  • совершенствование навыков зрительного внимания, памяти, наблюдательности;
  • развитие способностей  ученика устанавливать отношение между предметами (пространственные, временные, логические, части и целого, единичного и всеобщего);
  • совершенствование ориентации в  пространстве;
  • коррекция искажённых представлений об окружающих предметах и их свойствах;
  • формировать и совершенствовать навык накопленного сенсорного опыта и применение  его  для практической работы по обучаемой профессии и дальнейшего повышения квалификации;
  • воспитывать чувства товарищества, уважения к старшим, чувство коллективизма.

 

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:

 

1. Трудовое обучение и воспитание слепых и слабовидящих  школьников.

В.П.Ермаков,   М.И. Земцова, Н.И. Куличева. Москва, 1986 г.

2.  М. И. 3 е м ц о в а, Пути компенсации слепоты, М., Изд. АПН РСФСР, 1956.

3.  Осязание в процессах познания и труда, М., Издво АПН РСФСР, 1959.

4. Содержание и формы работы по профориентации и организации профессионального обучения в специальных школах для слепых и слабовидящих.  Республиканский учебно-методический кабинет при Министерстве просвещения РФ. Москва 1987 г.

5. Руководство по обучению слепых и слабовидящих работы с различными материалами . Б. Тараканов. Москва 1998 г.

 

Формы организации учебного процесса.

Формы обучения:

  • уроки ознакомления с теоретическим материалом;
  • уроки применения полученных знаний на практике;
  • Уроки по получению навыков в практической работе.
  • уроки смешанные или комбинированные, включающие в себя теоретическую часть,  (10-15% времени) и практическую часть оставшееся время.

 

По способу организации или ведущему методу обучения можно выделить следующие типы уроков: урок-беседа;  урок выполнение упражнений;   урок-экскурсия;    практические занятия;

 

Методы и приёмы:

Словесные методы обучения:  объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом).

Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов: чертежей, эскизов, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц, технологических карт,  демонстрационных материалов: видов материалов, моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.); видеоматериалов.

Основными, наиболее эффективными  методами обучения по трудовому обучению являются: практические упражнения по различным видам обработки материалов, изучение технологических карт, схем,  эскизов, решение практических задач.

 

Виды контроля:

1) предварительный. Выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться;

2) текущий. Повседневная проверка усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся;

3) тематический. Осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучающихся;

4) итоговый. Проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года.

 

Методы контроля:

1. Устный опрос, служит для выявления учителем знаний отдельных учащихся;

2.  Практический контроль. Применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков.

4.. Комбинированный контроль, сочетание устного опроса и проверки выполнения практической работы.

5. Повседневное наблюдение за учебной и практической  работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя обучающиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, как получают навыки выполнения практических операций, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Накопление достаточного количества наблюдений позволяет учителю определять индивидуальные особенности обучающихся, учитывать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к проверке и оценке знаний обучающихся.

 

 

Ожидаемыми результатами усвоения предметного содержания по трудовому обучению  в основной школе являются:

В результате изучения программы основного общего образования по трудового обучения  ученик должен:

а) знать/ понимать:

  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементар­ной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
  • пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окру­жающую среду и собственное здоровье;
  • что такое текстовая и графическая информация;
  • какие свойства картона и жести  необходимо учитывать при их обработке;
  • общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении рабочих операций;
  • назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разме­точного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
  • основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
  • источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

 

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
  • выполнять основные операции по обработке картона и жести ручными  инстру­ментами, изготавливать простейшие изделия из картона и жести по инструкционно-технологическим картам;
  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
  • понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при вы­полнении работ;
  • находить необходимую техническую информацию;
  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляе­мые к изделиям;
  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на свер­лильном станке;
  • соединять детали склеиванием;
  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифов­ка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной прак­тической деятельности;
  • создавать простые рисунки;
  • работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.

Должны владеть компетенциями:

  • ценностно-смысловой;
  • деятельностной;
  • социально-трудовой;
  • познавательно-смысловой;
  • информационно-коммуникативной;
  • межкультурной;
  • учебно-познавательной.

Способны  решать следующие жизненно-практические задачи:

  • вести экологически здоровый образ жизни;
  • получить представление о производстве изделий из картона и жести.

 

 

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература:

  1. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу  изготовления крышки  1-82.  Ярых В.А. Рыкусова В.И. 1987 год.
  2. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу  изготовления  дело - скоросшиватель  Ярых В.А. Рыкусова В.И. 1994 год.
  3. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу  изготовления машинки для подшивки бумаг. И.С. Расовский . 1987 год.
  4. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу  изготовления папки для бумаг  В.В. Голубев.  1994год.
  5. Социальная адаптация и реабилитация слабовидящих детей - задача школы.
  6. (Из опыта работы школы - интерната № 23 г. Белгород) г. Белгород 1997 г.

Оборудование и приборы

 

Демонстрационные печатные пособия:

- таблицы по « Техническому труду  5-9кл.», «по технике безопасности в школьных учебных мастерских»,

- видеоматериалы (художественные и документальные фильмы по производственным процессам) на дисках;

- презентации по различным темам курса.

 

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

 

учебные столярные верстаки;

учебные слесарные верстаки;

набор столярных инструментов;

набор слесарных инструментов;

станки для штамповки планок скоросшивателя;

стусло, шаблоны  и другие приспособления для сборки скоросшивателя

 

Предпрофессиональная подготовка 9 класс

2 часа в неделю. 68  часов в год.

По профилю:

  1. Сборка картонной тары
  2. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

 

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

8

2. Практическое производственное обучение.

12

3. Производственная практика

10

4. Производительный труд

20

5. Общественно - полезный труд

14

6. Экскурсии

4

Всего:

68

 

Экскурсии На металло - сборочное, бумаго - картонажное производство предприятий ВОС

1 блок. Сборка картонной тары

Теоретическое обучение

Введение. Производство изделий из картона.

Техника безопасности и промышленная санитария бумаго - картонажного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Виды бумаги и картона и их сорта.

Свойства бумаги и картона.

Клеящие вещества.

Инструменты и приспособления для резки, сверления и раскроя бумаги, картона

Производственная практика

Способы склеивания деталей из бумаги и картона

Оборудование, оснастка и приспособления применяемые для изготовления изделий из бумаги и картона.

Сборка картонной тары из готовых вырезанных разверток.

Производительный труд

Подборка и раскладка деталей коробки на рабочем месте.

Сгибание и подготовка отдельных деталей.

Сборка деталей вместе.

Укладка готовой продукции.

 

2 блок.  Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

Теоретическое обучение

Введение.

Производство изделий из металла.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение. Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно- монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве «машинки для подшивки бумаг »

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления  «машинки для подшивки бумаг »

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении «машинки для подшивки бумаг »  Контроль и упаковка готовой продукции

Штамповка заготовок для планки и движка.

Обжим краев планки

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Производительный труд

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Контроль и упаковка готовой продукции

 

Общественно – полезный труд.

Ремонт учебного оборудования

Изготовление наглядных пособий

Изготовление хозяйственного инвентаря

Ремонт и изготовление слесарных и столярных инструментов.

Участие в создании учебных кабинетов, мастерских, спорт площадок и т. д.

Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря

Участие в ремонте школы.

X класс      -     2 часа в неделю. 68  часов в год.

По профилю:

  1. Изготовление  «дело - скоросшиватель»
  2. Сборка картонной тары
  3. Изготовление и сборка крышки 1-82
  4. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

 

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

8

2. Практическое производственное обучение.

8

3. Производственная практика

16

4. Производительный труд

18

5. Общественно - полезный труд

14

6. Экскурсии

4

Всего:

68

 

Экскурсии На металло - сборочное, бумаго - картонажное производство предприятий  ВОС

1 блок. Сборка картонной тары

Теоретическое обучение

Введение. Производство изделий из картона.

Техника безопасности и промышленная санитария бумаго - картонажного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Виды бумаги и картона и их сорта.

Свойства бумаги и картона.

Клеящие вещества.

Инструменты и приспособления для резки, сверления и раскроя бумаги, картона

Производственная практика

Способы склеивания деталей из бумаги и картона

Оборудование, оснастка и приспособления применяемые для изготовления изделий из бумаги и картона.

Сборка картонной тары из готовых вырезанных разверток.

Производительный труд

Подборка и раскладка деталей коробки на рабочем месте.

Сгибание и подготовка отдельных деталей.

Сборка деталей вместе.

Укладка готовой продукции.

 

2 блок. Изготовление крышки 1-82

Теоретическое обучение

Введение. Производство крышек для консервации.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно - монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве крышек для консервации.

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления крышек для консервации.

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении крышек для консервации.

Вырубка листов для штамповки. Штамповка заготовок для крышек.

Контроль внешнего вида и качества крышки и резинки

Вставка резинки в крышку.

Контроль и упаковка готовой продукции

Производительный труд

Штамповка крышки. Контроль формы и покрытия.

Расположение крышки и резинки на рабочем месте.

Расположить крышку перед собой донышком вниз.

Вложить кольцо резиновое  в канавку крышки согласно эскизу.

Набрать стопку крышек  в количестве 100 шт.

Уложить стопки крышек в ящик.

Произвести контроль.

Завернуть стопу крышек в оберточную бумагу.

 

3блок. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

Теоретическое обучение

Введение.

Производство изделий из металла.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение. Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно- монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве «машинки для подшивки бумаг »

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления  «машинки для подшивки бумаг »

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении «машинки для подшивки бумаг »  Контроль и упаковка готовой продукции

Штамповка заготовок для планки и движка.

Обжим краев планки

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Производительный труд

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Контроль и упаковка готовой продукции

 

Общественно – полезный труд.

Ремонт учебного оборудования

Изготовление наглядных пособий

Изготовление хозяйственного инвентаря

Ремонт и изготовление слесарных и столярных инструментов.

Участие в создании учебных кабинетов, мастерских, спорт площадок и т. д.

Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря

Участие в ремонте школы.

 

 

XI класс   -     4 часа в неделю. 140 часов в год.

По профилю:

  1. Сборка картонной тары
  2. Изготовление и сборка крышки 1-82
  3. Изготовление  «дело - скоросшиватель»
  4. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

 

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

16

2. Практическое производственное обучение.

20

3. Производственная практика

24

4. Производительный труд

40

5. Общественно - полезный труд

36

6. Экскурсии

4

Всего:

140

 

Экскурсии на металло - сборочное, бумаго - картонажное производство Валуйского предприятия «Металлоизделия»  ВОС

1блок. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

Теоретическое обучение

Введение.  Производство изделий из металла.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение. Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно- монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве «машинки для подшивки бумаг »

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления  «машинки для подшивки бумаг »

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении «машинки для подшивки бумаг »  Контроль и упаковка готовой продукции

Штамповка заготовок для планки и движка.

Обжим краев планки

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Производительный труд

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Контроль и упаковка готовой продукции

2 блок. Сборка картонной тары

Теоретическое обучение

Введение. Производство изделий из картона.

Техника безопасности и промышленная санитария бумаго - картонажного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Виды бумаги и картона и их сорта.

Свойства бумаги и картона.

Клеящие вещества.

Инструменты и приспособления для резки, сверления и раскроя бумаги, картона

Производственная практика

Способы склеивания деталей из бумаги и картона

Оборудование, оснастка и приспособления применяемые для изготовления изделий из бумаги и картона.

Сборка картонной тары из готовых вырезанных разверток.

Производительный труд

Подборка и раскладка деталей коробки на рабочем месте.

Сгибание и подготовка отдельных деталей.

Сборка деталей вместе.

Укладка готовой продукции.

 

3 блок. Изготовление крышки 1-82

Теоретическое обучение

Введение. Производство крышек для консервации.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно - монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве крышек для консервации.

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления крышек для консервации.

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении крышек для консервации.

Вырубка листов для штамповки. Штамповка заготовок для крышек.

Контроль внешнего вида и качества крышки и резинки

Вставка резинки в крышку.

Контроль и упаковка готовой продукции

Производительный труд

Штамповка крышки. Контроль формы и покрытия.

Расположение крышки и резинки на рабочем месте.

Расположить крышку перед собой донышком вниз.

Вложить кольцо резиновое  в канавку крышки согласно эскизу.

Набрать стопку крышек  в количестве 100 шт.

Уложить стопки крышек в ящик.

Произвести контроль.

Завернуть стопу крышек в оберточную бумагу.

 

Общественно – полезный труд.

Ремонт учебного оборудования

Изготовление наглядных пособий

Изготовление хозяйственного инвентаря

Ремонт и изготовление слесарных и столярных инструментов.

Участие в создании учебных кабинетов, мастерских, спорт площадок и т. д.

Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря

Участие в ремонте школы.

 

 

 

 

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

Определять   по внешним признакам вид бумаги и карто­на, прочность и пружинящие свойства их в зависимости от формы /по профилю/, пользоваться инструментом для разметки /масштабной металлической линейкой с рельефными делениями, прямоугольным треугольником, прибором для плоскостной разметки деталей из бумаги и картона/, пользоваться руч­ным инструментом для картонажных работ /ножницы, карто­нажный нож/ при вырезании различных деталей и соединять детали между собой с помощью клея.

Выполнять соединения деталей из бумаги, картона, фа­неры и проволоки. Конструировать и изготовлять изделия, содержащие детали из различных материалов /бумаги, кар­тона, фанеры, проволоки/. Планировать работу, рациональ­но организовать рабочее место.

Читать чертежи и технические рисунки, изготавливать по ним детали и изделия с криволинейным контуром. Отделы­вать и окрашивать детали и изделия. Пользоваться инстру­ментами для выполнения операций по изготовлению деталей и изделий с криволинейным контуром. Выполнять правила безопасности труда при пользовании инструментами /но­жовкой по дереву, лобзиком, напильником и др./.

Определять виды тонкого листового металла и проволо­ки, рационально организовывать рабочее место, планиро­вать ход работы, выполнять под руководством учителя трудовые операции по изготовлению детали или изделия из лис­тового металла и проволоки. Осуществлять контроль качест­ва выполненной работы по эскизу или техническому рисунку.

Выполнять соединения деталей из картона и тонкого листового металла.

Определять передаточ­ное число ременной передачи, подготавливать к работе я управлять настольным сверлильным станком.

Читать эскизы, технические рисунки и чертежи изготовляемых деталей и изделий из металла изготовлять изделие, состоящее из нескольких деталей тонколистового металла, соединять детали изделий из тонколистового ме­талла  по сборочному чертежу

Осуществлять контроль точности изготовления отдельных деталей и изделия в целом по чертежу.

Планировать работу, выполнять соединения деталей из картона древесины и листового металла.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  предпрофессиональной

подготовке  9-11 классы

 

 

Федосеев Александр Васильевич

учитель трудового обучения.

 

2015 -2016 учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа по  предпрофессиональному  обучению обучающихся  9-11 класса разработана  на основе авторской программы  предпрофессионального  обучения А.В. Федосеева., учителя трудового обучения  Валуйской  общеобразовательной школы-интернат  города Валуйки.

Труд играет огромную роль в развитии ориентировки и осязания у слепых. Поэтому мы поставили своей задачей, руководствуясь теоре­тическими исследованиями и практическим опытом ра­ботников тифлопедагогики, приобщить обучающихся нашей школы  к высокомеханизированному индустриальному труду. Производственно - предпрофессиональное обучение слепых детей составляет одну из главных задач нашей школы. Оно является могучим средством развития у слепых детей сохранных анализаторов и формирования высших психических процессов. В трудовой деятельности формируется личность ребенка, прививается любовь и уважение к труду, развивается интерес, воспитывается аккуратность и организованность.

 

Цели и задачи программы

Производительный труд призван адаптировать обучающихся в трудовые коллективы предприятий  ВОС.

Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильно­сти, а так же учащихся  знакомятся   с историей и лучшими тради­циями Валуйского предприятия .

Предпрофессиональное  обучение  школ слабови­дящих имеет цели:

  • дать обучающимся первоначальную  необходимую подготовку для работы на предприятии ВОС;
  • развивать предметные и пространственные представления, техничес­кое мышление и конструкторские способности,
  • подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии по окончании сред­ней школы.
  • приобретение общетехнических и специальных навыков, необходимых рабочему низших  разрядов для практической работы по обучаемой профессии и дальнейшего повышения квалификации.

Обучение в  школе для слепых и слабовидящих имеет специфи­ческие особенности. При нарушении зрения процесс усвоения учебного материала затруднен. В связи с этим возникает необходимость постоян­ного сочетания словесного объяснения учителя с индивидуальным прак­тическим показом приемов выполнения той или иной трудовой операции. Сниженные зрительные возможности детей ведут к большим затратам времени на выполнение технологических операций.

 

Коррекционно-развивающие цели:

  • формирование знаний о свойствах предметов окружающего мира и соотнесения учебной и познавательной деятельности с обработкой различных материалов;
  • совершенствование навыков зрительного внимания, памяти, наблюдательности;
  • развитие способностей  ученика устанавливать отношение между предметами (пространственные, временные, логические, части и целого, единичного и всеобщего);
  • совершенствование ориентации в  пространстве;
  • коррекция искажённых представлений об окружающих предметах и их свойствах;
  • формировать и совершенствовать навык накопленного сенсорного опыта и применение  его  для практической работы по обучаемой профессии и дальнейшего повышения квалификации;
  • воспитывать чувства товарищества, уважения к старшим, чувство коллективизма.

 

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:

 

1. Трудовое обучение и воспитание слепых и слабовидящих  школьников.

В.П.Ермаков,   М.И. Земцова, Н.И. Куличева. Москва, 1986 г.

2.  М. И. 3 е м ц о в а, Пути компенсации слепоты, М., Изд. АПН РСФСР, 1956.

3.  Осязание в процессах познания и труда, М., Издво АПН РСФСР, 1959.

4. Содержание и формы работы по профориентации и организации профессионального обучения в специальных школах для слепых и слабовидящих.  Республиканский учебно-методический кабинет при Министерстве просвещения РФ. Москва 1987 г.

5. Руководство по обучению слепых и слабовидящих работы с различными материалами . Б. Тараканов. Москва 1998 г.

 

Формы организации учебного процесса.

Формы обучения:

  • уроки ознакомления с теоретическим материалом;
  • уроки применения полученных знаний на практике;
  • Уроки по получению навыков в практической работе.
  • уроки смешанные или комбинированные, включающие в себя теоретическую часть,  (10-15% времени) и практическую часть оставшееся время.

 

По способу организации или ведущему методу обучения можно выделить следующие типы уроков: урок-беседа;  урок выполнение упражнений;   урок-экскурсия;    практические занятия;

 

Методы и приёмы:

Словесные методы обучения:  объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом).

Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов: чертежей, эскизов, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц, технологических карт,  демонстрационных материалов: видов материалов, моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.); видеоматериалов.

Основными, наиболее эффективными  методами обучения по трудовому обучению являются: практические упражнения по различным видам обработки материалов, изучение технологических карт, схем,  эскизов, решение практических задач.

 

Виды контроля:

1) предварительный. Выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться;

2) текущий. Повседневная проверка усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся;

3) тематический. Осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучающихся;

4) итоговый. Проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года.

 

Методы контроля:

1. Устный опрос, служит для выявления учителем знаний отдельных учащихся;

2.  Практический контроль. Применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков.

4.. Комбинированный контроль, сочетание устного опроса и проверки выполнения практической работы.

5. Повседневное наблюдение за учебной и практической  работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя обучающиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, как получают навыки выполнения практических операций, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Накопление достаточного количества наблюдений позволяет учителю определять индивидуальные особенности обучающихся, учитывать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к проверке и оценке знаний обучающихся.

 

 

Ожидаемыми результатами усвоения предметного содержания по трудовому обучению  в основной школе являются:

В результате изучения программы основного общего образования по трудового обучения  ученик должен:

а) знать/ понимать:

  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементар­ной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
  • пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окру­жающую среду и собственное здоровье;
  • что такое текстовая и графическая информация;
  • какие свойства картона и жести  необходимо учитывать при их обработке;
  • общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении рабочих операций;
  • назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разме­точного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
  • основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
  • источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

 

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
  • выполнять основные операции по обработке картона и жести ручными  инстру­ментами, изготавливать простейшие изделия из картона и жести по инструкционно-технологическим картам;
  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
  • понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при вы­полнении работ;
  • находить необходимую техническую информацию;
  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляе­мые к изделиям;
  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на свер­лильном станке;
  • соединять детали склеиванием;
  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифов­ка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной прак­тической деятельности;
  • создавать простые рисунки;
  • работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.

Должны владеть компетенциями:

  • ценностно-смысловой;
  • деятельностной;
  • социально-трудовой;
  • познавательно-смысловой;
  • информационно-коммуникативной;
  • межкультурной;
  • учебно-познавательной.

Способны  решать следующие жизненно-практические задачи:

  • вести экологически здоровый образ жизни;
  • получить представление о производстве изделий из картона и жести.

 

 

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература:

  1. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу  изготовления крышки  1-82.  Ярых В.А. Рыкусова В.И. 1987 год.
  2. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу  изготовления  дело - скоросшиватель  Ярых В.А. Рыкусова В.И. 1994 год.
  3. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу  изготовления машинки для подшивки бумаг. И.С. Расовский . 1987 год.
  4. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу  изготовления папки для бумаг  В.В. Голубев.  1994год.
  5. Социальная адаптация и реабилитация слабовидящих детей - задача школы.
  6. (Из опыта работы школы - интерната № 23 г. Белгород) г. Белгород 1997 г.

Оборудование и приборы

 

Демонстрационные печатные пособия:

- таблицы по « Техническому труду  5-9кл.», «по технике безопасности в школьных учебных мастерских»,

- видеоматериалы (художественные и документальные фильмы по производственным процессам) на дисках;

- презентации по различным темам курса.

 

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

 

учебные столярные верстаки;

учебные слесарные верстаки;

набор столярных инструментов;

набор слесарных инструментов;

станки для штамповки планок скоросшивателя;

стусло, шаблоны  и другие приспособления для сборки скоросшивателя

 

Предпрофессиональная подготовка 9 класс

2 часа в неделю. 68  часов в год.

По профилю:

  1. Сборка картонной тары
  2. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

 

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

8

2. Практическое производственное обучение.

12

3. Производственная практика

10

4. Производительный труд

20

5. Общественно - полезный труд

14

6. Экскурсии

4

Всего:

68

 

Экскурсии На металло - сборочное, бумаго - картонажное производство предприятий ВОС

1 блок. Сборка картонной тары

Теоретическое обучение

Введение. Производство изделий из картона.

Техника безопасности и промышленная санитария бумаго - картонажного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Виды бумаги и картона и их сорта.

Свойства бумаги и картона.

Клеящие вещества.

Инструменты и приспособления для резки, сверления и раскроя бумаги, картона

Производственная практика

Способы склеивания деталей из бумаги и картона

Оборудование, оснастка и приспособления применяемые для изготовления изделий из бумаги и картона.

Сборка картонной тары из готовых вырезанных разверток.

Производительный труд

Подборка и раскладка деталей коробки на рабочем месте.

Сгибание и подготовка отдельных деталей.

Сборка деталей вместе.

Укладка готовой продукции.

 

2 блок.  Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

Теоретическое обучение

Введение.

Производство изделий из металла.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение. Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно- монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве «машинки для подшивки бумаг »

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления  «машинки для подшивки бумаг »

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении «машинки для подшивки бумаг »  Контроль и упаковка готовой продукции

Штамповка заготовок для планки и движка.

Обжим краев планки

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Производительный труд

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Контроль и упаковка готовой продукции

 

Общественно – полезный труд.

Ремонт учебного оборудования

Изготовление наглядных пособий

Изготовление хозяйственного инвентаря

Ремонт и изготовление слесарных и столярных инструментов.

Участие в создании учебных кабинетов, мастерских, спорт площадок и т. д.

Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря

Участие в ремонте школы.

X класс      -     2 часа в неделю. 68  часов в год.

По профилю:

  1. Изготовление  «дело - скоросшиватель»
  2. Сборка картонной тары
  3. Изготовление и сборка крышки 1-82
  4. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

 

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

8

2. Практическое производственное обучение.

8

3. Производственная практика

16

4. Производительный труд

18

5. Общественно - полезный труд

14

6. Экскурсии

4

Всего:

68

 

Экскурсии На металло - сборочное, бумаго - картонажное производство предприятий  ВОС

1 блок. Сборка картонной тары

Теоретическое обучение

Введение. Производство изделий из картона.

Техника безопасности и промышленная санитария бумаго - картонажного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Виды бумаги и картона и их сорта.

Свойства бумаги и картона.

Клеящие вещества.

Инструменты и приспособления для резки, сверления и раскроя бумаги, картона

Производственная практика

Способы склеивания деталей из бумаги и картона

Оборудование, оснастка и приспособления применяемые для изготовления изделий из бумаги и картона.

Сборка картонной тары из готовых вырезанных разверток.

Производительный труд

Подборка и раскладка деталей коробки на рабочем месте.

Сгибание и подготовка отдельных деталей.

Сборка деталей вместе.

Укладка готовой продукции.

 

2 блок. Изготовление крышки 1-82

Теоретическое обучение

Введение. Производство крышек для консервации.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно - монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве крышек для консервации.

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления крышек для консервации.

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении крышек для консервации.

Вырубка листов для штамповки. Штамповка заготовок для крышек.

Контроль внешнего вида и качества крышки и резинки

Вставка резинки в крышку.

Контроль и упаковка готовой продукции

Производительный труд

Штамповка крышки. Контроль формы и покрытия.

Расположение крышки и резинки на рабочем месте.

Расположить крышку перед собой донышком вниз.

Вложить кольцо резиновое  в канавку крышки согласно эскизу.

Набрать стопку крышек  в количестве 100 шт.

Уложить стопки крышек в ящик.

Произвести контроль.

Завернуть стопу крышек в оберточную бумагу.

 

3блок. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

Теоретическое обучение

Введение.

Производство изделий из металла.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение. Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно- монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве «машинки для подшивки бумаг »

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления  «машинки для подшивки бумаг »

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении «машинки для подшивки бумаг »  Контроль и упаковка готовой продукции

Штамповка заготовок для планки и движка.

Обжим краев планки

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Производительный труд

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Контроль и упаковка готовой продукции

 

Общественно – полезный труд.

Ремонт учебного оборудования

Изготовление наглядных пособий

Изготовление хозяйственного инвентаря

Ремонт и изготовление слесарных и столярных инструментов.

Участие в создании учебных кабинетов, мастерских, спорт площадок и т. д.

Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря

Участие в ремонте школы.

 

 

XI класс   -     4 часа в неделю. 140 часов в год.

По профилю:

  1. Сборка картонной тары
  2. Изготовление и сборка крышки 1-82
  3. Изготовление  «дело - скоросшиватель»
  4. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

 

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

16

2. Практическое производственное обучение.

20

3. Производственная практика

24

4. Производительный труд

40

5. Общественно - полезный труд

36

6. Экскурсии

4

Всего:

140

 

Экскурсии на металло - сборочное, бумаго - картонажное производство Валуйского предприятия «Металлоизделия»  ВОС

1блок. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

Теоретическое обучение

Введение.  Производство изделий из металла.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение. Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно- монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве «машинки для подшивки бумаг »

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления  «машинки для подшивки бумаг »

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении «машинки для подшивки бумаг »  Контроль и упаковка готовой продукции

Штамповка заготовок для планки и движка.

Обжим краев планки

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Производительный труд

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Контроль и упаковка готовой продукции

2 блок. Сборка картонной тары

Теоретическое обучение

Введение. Производство изделий из картона.

Техника безопасности и промышленная санитария бумаго - картонажного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Виды бумаги и картона и их сорта.

Свойства бумаги и картона.

Клеящие вещества.

Инструменты и приспособления для резки, сверления и раскроя бумаги, картона

Производственная практика

Способы склеивания деталей из бумаги и картона

Оборудование, оснастка и приспособления применяемые для изготовления изделий из бумаги и картона.

Сборка картонной тары из готовых вырезанных разверток.

Производительный труд

Подборка и раскладка деталей коробки на рабочем месте.

Сгибание и подготовка отдельных деталей.

Сборка деталей вместе.

Укладка готовой продукции.

 

3 блок. Изготовление крышки 1-82

Теоретическое обучение

Введение. Производство крышек для консервации.

Техника безопасности и промышленная санитария металло-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно - монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве крышек для консервации.

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления крышек для консервации.

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении крышек для консервации.

Вырубка листов для штамповки. Штамповка заготовок для крышек.

Контроль внешнего вида и качества крышки и резинки

Вставка резинки в крышку.

Контроль и упаковка готовой продукции

Производительный труд

Штамповка крышки. Контроль формы и покрытия.

Расположение крышки и резинки на рабочем месте.

Расположить крышку перед собой донышком вниз.

Вложить кольцо резиновое  в канавку крышки согласно эскизу.

Набрать стопку крышек  в количестве 100 шт.

Уложить стопки крышек в ящик.

Произвести контроль.

Завернуть стопу крышек в оберточную бумагу.

 

Общественно – полезный труд.

Ремонт учебного оборудования

Изготовление наглядных пособий

Изготовление хозяйственного инвентаря

Ремонт и изготовление слесарных и столярных инструментов.

Участие в создании учебных кабинетов, мастерских, спорт площадок и т. д.

Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря

Участие в ремонте школы.

 

 

 

 

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

Определять   по внешним признакам вид бумаги и карто­на, прочность и пружинящие свойства их в зависимости от формы /по профилю/, пользоваться инструментом для разметки /масштабной металлической линейкой с рельефными делениями, прямоугольным треугольником, прибором для плоскостной разметки деталей из бумаги и картона/, пользоваться руч­ным инструментом для картонажных работ /ножницы, карто­нажный нож/ при вырезании различных деталей и соединять детали между собой с помощью клея.

Выполнять соединения деталей из бумаги, картона, фа­неры и проволоки. Конструировать и изготовлять изделия, содержащие детали из различных материалов /бумаги, кар­тона, фанеры, проволоки/. Планировать работу, рациональ­но организовать рабочее место.

Читать чертежи и технические рисунки, изготавливать по ним детали и изделия с криволинейным контуром. Отделы­вать и окрашивать детали и изделия. Пользоваться инстру­ментами для выполнения операций по изготовлению деталей и изделий с криволинейным контуром. Выполнять правила безопасности труда при пользовании инструментами /но­жовкой по дереву, лобзиком, напильником и др./.

Определять виды тонкого листового металла и проволо­ки, рационально организовывать рабочее место, планиро­вать ход работы, выполнять под руководством учителя трудовые операции по изготовлению детали или изделия из лис­тового металла и проволоки. Осуществлять контроль качест­ва выполненной работы по эскизу или техническому рисунку.

Выполнять соединения деталей из картона и тонкого листового металла.

Определять передаточ­ное число ременной передачи, подготавливать к работе я управлять настольным сверлильным станком.

Читать эскизы, технические рисунки и чертежи изготовляемых деталей и изделий из металла изготовлять изделие, состоящее из нескольких деталей тонколистового металла, соединять детали изделий из тонколистового ме­талла  по сборочному чертежу

Осуществлять контроль точности изготовления отдельных деталей и изделия в целом по чертежу.

Планировать работу, выполнять соединения деталей из картона древесины и листового металла.

 

 

 

 

 

 

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security